Первозванный апостол в словенских банях

1

Андрей Первозванный апостол в словенских баняхЛюбители обкорнать историю русского христианства настаивают: апостол Андрей до русского севера не доходил. Настаивают вопреки свидетельству целого ряда рукописей. См. статью «Две тысячи лет христианства на Валааме» (Дмитрий Логинов, 2016).

Такой, например, «аргумент» приводят: «Мало ли чего написано в летописях. Там сказано, будто бы Андрей у словен в бане мылся. Апостол в бане это нелепо. Значит и все остальное выдумка». Почему же нелепо? Но подобные критиканы объяснениями себя затруднять не любят.

Серьезные же исследователи поясняют – и очень подробно – как раз вот почему ЛЕПО. Один из таких А.Ю. Лаптев. Цитирую кратко из его трактата «Старая Руса: от апостола Андрея до князя Аскольда»:

«Словенские бани земли, в последствии названной Новгородской – за их особенностями наблюдал и даже дивился, согласно свидетельствам русских летописей, святой апостол Андрей Первозванный. Эти древнерусские бани есть ни что иное, как бани-солеварни Русского Приильменья.

В монографии «Русская земля…» А.Н. Насонов разбирая текст Ипатьевской летописи: «и прииде к бани, рекомеи Родна», далее комментировал: «Баня означает вообще соловарня». В своих комментариях, но уже к тексту Галицко-Волынской летописи и Н.Ф.Котляр подтверждает древнее значение слова «баня», как «солеварня». В «Славянских древностях» Любор Нидерле указывал, что в старину слово «бана» обозначало яму, из которой выкапывалось соленосное сырье. В Карпатах слово «БАНЯ» означает конкретно «СОЛЕВАРНЯ».

Так вот, в Приильменье, куда приходил Андрей, именно на территории бывших великокняжеских соленых варниц расположен курорт «Старая Русса». По словам первого российского историка В.Н. Татищева: «Древний руссов город в устье Ловоти близ озера Ильменя доднесь Старая Русь или Руса знаем».

«Соль земли» — эти библейские слова принадлежат самому Иисусу Христу, обращенные в нагорной проповеди к своим ученикам-апостолам.

Но вернемся к посещению апостолом Андреем словенской земли и к его знакомству с местными банями-солеварнями… В словенских землях, а конкретнее к западу и югу от озера Ильмень соленые источники бьют и поныне. Название реки Шелони (Шолоны или Солоны) в Приильменье большинство ученых — этимологов напрямую связывает со словом «соль» с солеными промыслами словенской земли.

Именно солевары и солеторговцы, все те, кто неразрывно был задействован на процветание соленого промысла, могли себе позволить по-настоящему попариться в бане… Сам процесс сушки уже вываренной, но еще влажной соли заставлял создавать в солеварницах отдельные комнаты, где соль высушивалась. Такие комнаты-сушки соли обыкновенно использовались дополнительно как парилки.

В летописном рассказе о знакомстве апостола Андрея с особенностями словенских бань… помимо устья Днепра и территории ильменских словенорусов также перечисляются и следующие города: Синопа – на южном берегу Понта (Черного моря), Корсунь (Херсонес) в Крыму, а также города: Киев и Рим. За исключением Киева все эти города были вовлечены в успешный соленой промысел.

Святой апостол Андрей Первозванный прекрасно сознавал важность соли для сохранения той же рыбы на продажу. Что в Синопе, что в Херсоне, что на озере Ильмень, его прошлый опыт рыбака-профессионала всегда выручал, помогал знакомству с людьми, с теми же рыбаками и торговцами соли.

Путь апостола Андрея охватил как Синопу (засол рыбы), так и Корсунь (Херсон, засол осетровых) и прошел через Ильменских словенорусов (солеварни) и далее вывел наконец в Рим, возможно даже по древней дороге Италии – «Соленой», то здесь логика выбора маршрута самим апостолом понятна, где соль – там и торговый путь, где торговый путь – там и крупнейшие рынки земель, места наибольшего многолюдья, где надлежит звучать проповеди. В предисловии к «Истории русской церкви» митрополита Макария читаем: «Дело в том, что путь апостолов был путь торговых сношений…».

Первый русский историк В.Н.Татищев: «И как все древние писатели до Христа и вскоре после Христа: Геродот, Страбон, Плиний и Птолемей — многие города по Днепру кладут, то видно, что Киев и до Христа был населен… Иоаким [летопись] же точно говорит: Андрей в Киеве крестил».

Вероятно, апостол Андрей рассказывал в Риме не только про обычай словенорусов обливаться студеной водой на морозе (что привычно для закаленного организма солевара), но и про бани-солеварни Приильменья. Впрочем, сам летописный текст и прежде всего слова апостола Андрея «о словенских банях» ни в коей мере не противоречат утверждению о знакомстве первого ученика Христа с солеварами Приильменья, и в летописи сохранилась, возможно, лишь часть рассказа о путешествии апостола Андрея по Новгородской Земле.

Потомки древних кельтов – шотландцы считают апостола Андрея и своим покровителем. Существующий сегодня в Шотландии город Сент-Андрус носит имя святого апостола Андрея Первозванного. (Когда римские миссионеры приходили обращать кельтов, они обнаруживали, что часть их высших друидов — уже веруют во Христа. Более того, это кельты научили римлян поклоняться кресту, а не наоборот. А именно в Андрея был жезл, навершием которого служил крест. Интересно, между прочим, созвучие кельты/кольты/колоты/сколоты. — примечание Д.Л.) Полностью поддерживая позицию академиков О.Н.Трубачёва и В.В.Седова о симбиозе между кельтами и славянами (вообще-то «симбиоз» это термин биологический, он бывает например между грибами и водорослями, а между кельтами и сколотами лучше говорить о содружестве, сродстве и родстве — примечание Д.Л.) на ряде территорий древней Европы — в таком именно контексте необходимо рассматривать и сами «андрусовские» географические названия на пути следования первого ученика Христа по Русской Земле от Крыма до Ладожского озера:

  • Андрусово вблизи Симферополя в Крыму,
  • Великая Андрусовка на Днепре между притоками Сула и Псел,
  • Андрусово в верховьях Днепра на Смоленской земле в Монастырщинском районе (недалеко от селения Баньковщина),
  • Андрусовская бухта в Ладожском озере около Олонца.

То есть: «андрусовские» названия сосредоточились исключительно только вблизи легендарного пути апостола Андрея по Русской Земле! Уже одного этого расположения точно по пути хождения Первозванного апостола названий городов с его именем достаточно для закрепления в качестве исторической аксиомы: да, апостол Андрей ходил вверх по Днепру вплоть до Валаама.

Ведь больше в мире НИГДЕ нет «андрусовских» названий. Кроме упомянутого шотландского города и единственной Андрусы в Греции, которая расположена именно на полуострове Пелопоннес, где в Патрах претерпел мученическую смерть — распятие на Х-образном кресте — апостол Андрей.

Археологические материалы свидетельствуют, что у «соленого ключа» на месте будущей Старой Руссы в южном Приильменье люди проживали уже во II тысячелетии до Р.Х. Уже Геродот в IV веке до Р.Х. описывал похороны славянских (скифских) царей в стране Геррус на Днепре, бальзамирование которых состояло в первую очередь из соленой пропитки в течение 70-ти дней, необходимой для сохранения тела умершего. В верховьях Днепра соль добывалась только в Южном Приильменье. По Татищеву: «В Великой Руси у города Русы из озерка». Эта именно царская «руская» (из Русы) соль Приильменья использовалась при бальзамировании славянских (скифских) царей уже во времена Геродота.

В 22-х километрах к северо-западу от города Холм на Ловати на Рдейском острове еще в ХVII веке Преосвященным Корнилием был водружен Крест с текстом местного предания: «Остров Рдейский благословил лично святым крестом апостол Андрей Первозванный, когда он проходил из Киева в Новгород (во времена Андрея — Словенск) и далее по реке Волхову чрез Ладожское озеро на Валаам».

С учетом этого предания, название самой деревни «Андроново» на реке Порусье буквально в 12-ти километрах от Рдейского острова, может информировать, что исток этой русской реки благословил лично первый ученик Иисуса Христа, либо здесь еще в апостольском веке была создана христианская община учениками апостола Андрея».

А.Ю. Лаптев, Старая Руса: от апостола Андрея до князя Аскольда.

Подробней о ПЕРВОМ — то есть об Андреевом — крещении Руси можно прочесть в книге СЕМЬ КРЕЩЕНИЙ РУСИ Кирилла Фатьянова.

О посещении же Андреем бань подмечено исследователем и метко, и очень по сути дела. В том смысле, что указал он этот исторический факт: бани в основном находились при солеварнях. Без них же располагали простые руссы, как правило, в те времена только мовницами. И не могли бывать ежедневно — а так, «ежедневно», сказано в Ипатьевской летописи — в парилке (ее и в наше время ежедневно мало, кто посещает). Другое дело — артели соляных промыслов. Там с этим оказывался сопряжен промысел и были бани-сушилки. А были таковые, вот именно, в Приильменье. Где город Старая Руса, который основали еще пращуры наши великие князья Рус и Словен.

Выходит: вот опять из того, что пытались русофобы да христофобы сделать посмешищем — явилось новое точное доказательство! Да, именно до таких земель северных Руси достигал Андрей! Где только и находились такие бани словенские. При солеварнях наидревнейшего и славного города Старая Руса. Права древнерусская рукопись Оповедь и нет оснований хулить ее как подделку, когда говорит она: «Андрей от Иерусалима прошел голяд, косог, роден, скеф, скиф и словен… крестя всюду».

И, кстати, соль умели добывать на Руси в тех местах — как и в прилежащих к ним землях — еще аж даже ПЯТЬ тысячелетий назад! Чем и славились эти северные словенские земли. Русский город Старая Руса поэтому и гербом имеет своим что? Солеварню!

Подробней об этом см. в нашей книге «Арий Гиперборейский — праотец русских родов» (Виктор Медиков, Дмитрий Логинов, М., Амрита-Русь, 2016). Вот одно из мест из нее, имеющее отношение к этой теме:

Виктор Медиков: — С какого Белого острова пришел Арий? Не с одного из четырех великих в составе Арктиды — затонувшего континента-архипелага, который запечатлен картами Меркатора и в книге[1] твоей описан? Выходит, Яр пришел с того Белого, что складывал, вместе с тремя другими, круг-ожерелье легендарных земель у самого Полюса: Белый, Золотой, Велий, Тайный?

Дмитрий Логинов: — Так именно и есть, Виктор. Не часто только тогда называли тот остров БЕЛЫЙ. Поскольку во времена тогдашние больше было в употреблении слово СОЛОВ, что значило то же самое.

Отсюда словечко «соль»: насущнейшея приправа к пище – по цвету своему, таким образом, называется. И раса, Яром основанная, представляет собою, можно сказать, соль земли: БЕЛОЕ всей Земли. Невольно вспоминаешь тут из Евангелия: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить вон ее на попранье людям» (от Матфея 5:13). Увы, так и получается с потомками Яра (Ария Гиперборейского), коли забывают своего Предка: если, так сказать, западничают или, хуже того, южнеют… Если забываем, короче, как далее Христом сказано: «Вы – свет миру» (Мф 5:14). Мы миру есть белый свет…

Виктор Медиков: — Да, помню я из Евангелия такое место. А вот скажи: ведь только на древнерусском однокоренны слова эти «соль» и «белый», а только благодаря этому ведь и можно говорить по контексту созвучий про свет!

Есть в Новом завете также еще ряд мест, где только по-русски может быть игра слов, а значит… язык древнерусский (скифский) на самом деле-то был языком оригинала – на греческий перевели позже. Так, например, сразу же после вот этого места про белый/соль/свет говорится далее насчет Свечи не под спудом и насчет Города, на высоком холме стоящего… Вот нам и надо бы, Дмитрий, вынимать из-под спуда светоч – исток истории русской, да и про Холмогоры, про древние города северные рассказывать!

Дмитрий Логинов: — Там именно и были основаны наиболее древние города, куда привел своих людей отец праотцев наших Яр. На Соловках, например. Название же их, кстати, от поморского «соловцы»: волны с белыми гребнями, какие возникают на море при порывистом резком ветре, а также соловцами еще зовут белопенящиеся буруны…

Итак, остров Белый тогда был более известен как остров Солов. И потому за Яром — пришельцем с оного — закрепилось прозвание «Солова»: Яр Солова – Яр, то есть, пришедший с острова Белого… Яр Белостровский.

Виктор Медиков: — То-то Соловки – самый знаменитый остров Белого моря! Не только потому, значит, что соль умели добывать на берегах его руссы пять еще тысячелетий назад?

Дмитрий Логинов: — Да уж конечно не только (хотя умели, да, эту приправу к пище насущнейшею там исстари добывать и варили; поэтому герб города Старая Русса, например, — солеварня). Запомнили побережья те Яра Белого, Белояра… Вот «солнце» кстати еще – знак, Яром на зерцале[2] носимый – того же древнего корня слово. Ибо лучами солнечными рождается солый, соловый – дневной БЕЛЫЙ свет.

«Соловый» сохранилось даже и до нашего времени в употреблении: в коневодстве. Так называются лошади белой да и вообще светлой масти. А Белый Конь есть наидревнейший священный символ ведизма. Он суть «зооморфный лик» (любят религиоведы подобные выражения) самого Всевышнего. Ведь вот как воспевает Белого Жертвенного Коня «Брихадараньяка Упанишада», ведический текст, на Востоке наиболее древний: «Солнце есть глаз его, времена года члены его, сверкание молнии оскал суть этого Коня и Конь сей понес на себе 33 божества вселенной»! Итак, СОЛОВЫЙ суть белый, светлый, белосияющий, белоснежный, славный…

[1] Книга Лады Виольевой и Дмитрия Логинова «Гиперборейская вера руссов. Планетарный миф», Орел, 2014, шестое переиздание.

[2] Зерцало — круглая грудная пластина русского воинского доспеха.

Понравилась статья? Расскажи друзьям

1 Комментарий

  1. Замечательная статья, спасибо!
    Интересно, а соловей, соловушка, соловеюшка, соловушек.. они — не..?

Оставить Ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

Captcha= *

ещё наши проекты

Содержание

открыть все | закрыть все
Февраль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728  

Подписаться на рассылку

Укажите свой email address, получайте новые статьи на почту:

Вход / регистрация

Captcha= *